Менеджмент сегодня

Практические аспекты построения кооперативной стратегии на примере стратегического альянса «Samsung» и «Sony»

В наше время тем, что в альянсы объединяются крупные производители бытовых товаров, уже никого не удивишь. Но не всегда.

С одной стороны динамично развивающаяся южнокорейская компания, которая сумела подняться на высший уровень и достичь мирового признания в последнее десятилетие - «Samsung», с другой - легендарный гигант бытовой электроники из Японии - «Sony», безжалостные конкуренты из отрасли, где успеха зачастую можно добиться только за счёт неудач других, создали не просто совместное предприятие по производству какого-либо отдельного вида продукции, а наладили одно из самых интересных и плодотворных сотрудничеств в сфере высоких технологий при совместном производстве панелей жидкокристаллических дисплеев (ЖК панелей). Появившийся альянс изменил расстановку сил во всей отрасли.

Рождение альянса «Sony-Samsung» произошло еще в конце 1990-х годов. Тогда «Samsung», крупнейшая компания по капитализации рынка Южной Кореи, вышла из азиатского финансового кризиса, являя собой «нескончаемый источник энергии». У компании появились силы, благодаря постоянному снижению затрат, особой организации и яркому стимулированию сбыта. «Samsung» прославилась, став спонсором Кубка мира по футболу 2002 года в Южной Корее и Японии. Сразу после этого она стала мелькать повсюду, продавая полупроводники, телевизоры, мобильные телефоны, аудиоплееры и цифровые фотоаппараты и др.

«Sony» же к тому времени начала понемногу сдавать позиции на нескольких главных рынках бытовой электроники, особенно в сфере плоскопанельных телевизоров и компьютерных дисплеев. Компания все еще цеплялась за старую CRT технологию, в то время как потребитель уже смотрел в сторону LCD и плазменных телевизоров, которые падали в цене и продвигались такими компаниями, как «Samsung», «Sharp» и др. Но «Sony» не спешила снижать издержки производства, несмотря на сокращение тысяч рабочих мест, закрытие фабрик и смену руководства.

«Sony» очень долго делала ставку на имидж, но позднее стало ясно, что этого уже недостаточно, и она стала искать японских партнеров, но многие из них оказались перед теми же, что и она, проблемами снижения затрат. Кроме того, борьба с японскими конкурентами стала слишком тяжелой для нее, чтобы оставаться конкурентоспособной без сделок с этими компаниями»

Самой серьезной проблемой для нее стал поиск более дешевых поставщиков и надежных партнеров для дальнейшего совместного развития, и она, предугадывая свое и конкурента будущее, все чаще стала присматриваться к «Samsung» с мыслями о восстановлении своего ослабевающего благосостояния. «Samsung» же, в свою очередь, уделила внимание «Sony», ее прекрасно отлаженному производственному процессу и инновационным технологиям.

На первый взгляд, японско-южнокорейский союз казался маловероятным. В дополнение к исторической вражде между этими двумя нациями, множество известных японских компаний воевали с корейскими компаниями в суде. Но у «Sony» и «Samsung» не было никаких разногласий. Президенты этих двух компаний долгое время встречались в неофициальной обстановке, обсуждая стратегии развития своих предприятий и производимые ими технологии.

Фундамент сотрудничества был заложен в 2004 году, когда две компании создали совместное предприятие S-LCD в Тенгджоне.

На первых этапах у «Sony» были сомнения в качестве. Компания не только отправила своих специалистов на совместное предприятие для тщательной приёмки ЖК-панелей, но и настояла, чтобы каждая изготовленная для неё панель сначала поставлялась на завод по производству ЖК телевизоров в Японии. Перед добавлением сопутствующих электронных компонентов, таких как цифровые тюнеры, блоки питания и т.д., панели проходили ещё одно серьёзное тестирование и только после него использовались для сборки телевизоров или отгружались в виде модулей на сборочные заводы в Испании и Мексике.

Позднее панели стали отправляться на сборочные заводы напрямую с S-LCD, и даже руководители «Sony» признали, что совместное предприятие сыграло ключевую роль в продвижении чрезвычайно удачной линейки ЖК телевизоров «Bravia», которая стала одним из немногих успехов «Sony» за последнее время.

В свою очередь и у «Samsung» существенно продвинулся собственный бизнес по производству и продаже ЖК телевизоров. Не без помощи технологий «Sony», которые позволили обеспечить высококачественное и чёткое изображение, корейская компания стала одним из законодателей мод в индустрии ЖК панелей.

Перейти на страницу: 1 2 3