Менеджмент сегодня

Понятие системы и системного подхода

Управление представляет собой механизм влияния на поступки, поведение, деятельность человека, социальных групп и общностей. Возникая на основе власти-влияния, оно характеризует основы, принципы, структуру взаимодействия различных систем объектов. Системно-интегративная природа управления определяет необходимость системного подхода как к его исследованию (познавательная деятельность), так и к практической организации самого процесса управления (деятельность по преобразованию управляемого объекта). Активное преобразующее воздействие со стороны субъекта управления, направленное на объект, может привести к возникновению нового системного качества не только в управляемом объекте, но и в самом субъекте.

Понятие система относится к наиболее широко распространенным категориям в современной научной литературе. В теории систем оно рассматривается в качестве упорядоченной теоретической основы для описания общих взаимосвязей и взаимозависимостей реального мира. Существует множество определений понятия "система", которые можно условно разделить на три основные группы.

Одна группа ученых рассматривает систему как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. Задача последнего состоит в том, чтобы выделить эту систему из окружающей среды: как минимум определить ее входы и выходы, а как максимум - подвергнуть анализу ее структуру, выяснить механизм функционирования и, исходя из этого, воздействовать на нее в нужном направлении. Здесь система - объект исследования и управления.

Другая группа ученых характеризует систему как инструмент, способ исследования социальных процессов и явлений. Исследователь реконструирует и конструирует социальную систему как абстрактное отображение реальных объектов. В этой трактовке система отождествляется с понятием модель.

Третья группа ученых представляет систему как компромисс между двумя первыми точками зрения. Система здесь - искусственно создаваемый комплекс элементов (например, коллективов людей, технических средств научных теорий и т.д.), предназначенный для решения определенных организационных, экономических, технических задач. Следовательно, здесь исследователь не только выделяет из окружающей среды систему, но и создает, синтезирует ее. Система является реальным объектом и одновременно - абстрактным отображением связей действительности. Именно такое толкование системы дает системотехника.

Однако, между этими тремя точками зрения определения понятия "система" нет непроходимых границ. Таким образом, система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Системный подход предполагает комплексное изучение исследуемого объекта как единого целого.

Во всех случаях термин система включает представление о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, причем, свойства их зависят от системы в целом, а свойства системы - от свойств этих частей. В управлении системный подход означает признание того, что всякий объект (организация, учреждение и т.д.) представляет собой систему, состоящую из отдельных частей, каждая из которых обладает своими собственными целями в силу относительной автономности. Руководитель должен понимать: достигнуть общих целей организации можно только в том случае, если рассматривать ее как единую целостную систему. Поняв это и оценив роль и значение взаимодействия всех ее структурных частей, он сможет объединить их на определенной основе, которая позволит организации в целом эффективно добиться ее целей.

Всякая реальная (не абстрактная) система претерпевает изменения, переходит из одного состояния в другое. При этом имеет место взаимодействие не только отдельных частей системы между собой, но и со средой в ходе которого происходит передача в пространстве и времени массы, энергии и информации (структурности, упорядоченности). Причем, следует иметь в виду, что удельный вес этого триединого процесса в разных моментах изменения системы может иметь и противоположные результаты (форму): деградация (разрушение системы, ее переход в менее упорядоченное состояние, возрастание энтропии) или развитие (усложнение системы, накопление ею информации, переход в более упорядоченное состояние). Вместе с тем, возможен и третий результат: временное равновесие между системой и средой, благодаря которому система в течение известного времени либо остается относительно неизменной, либо испытывает лишь обратимые изменения, не нарушающие ни ее целостность, ни ее структуру.

Перейти на страницу: 1 2