Менеджмент сегодня

Человек - главный элемент организации

Понимание и успешное использование в управлении этих аспектов поведения челом века делает менеджмент эффективным. Рассмотрим данные аспекты более подробной Поведение отдельного человека.

То, как ведет себя человек в обществе и на работе, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды (рис. 1). Число индивидуальных потенциальных характеристик практически бесконечно и вероятность, что два человека будут вести себя одинаково в одной и той же ситуации практически равна нулю. Поведение человека зависит от целого ряда характеристик Рассмотрим их более подробно.

Способности. Пожалуй, индивидуальные способности являются наиболее наглядной характеристикой, которой отличается один человек от другого. Одни люди наделены природой качествами лидера, а у других эти качества полностью отсутствуют. Эти различия частично определены наследственностью. К ним относятся интеллектуальные способности и некоторые физические данные. Однако способности человека подлежат совершенствованию, т. е. пополнению их знаниями.

Предрасположенность и одаренность тесно связаны со способностями человека. Предрасположенность - это имеющийся потенциал человека, который может быть использован при выполнении какой-либо конкретной работы. Являясь результатом сочетания как врожденных качеств, так и приобретенных знаний, предрасположенность развивает способности человека эффективно выполнять конкретную деятельность. Предрасположенность к управлению очень важна при отборе кандидатов на обучение менеджменту.

Рис. 1. Индивидуальные характеристики человека

Одаренность сродни таланту человека, которая проявляется в определенной области деятельности. Такие люди могут стать выдающимися специалистами, если им удастся сочетать свой врожденный талант с выполняемой работой. Вовремя не замеченный талант может остаться лишь способностью человека, если его деятельность относится к другой области. Например, талантливый математик может быть только способным бухгалтером, если он не будет связан с областью математики.

Ожидания. Развитию способностей и одаренности способствует ожидание результатов собственного поведения. Основываясь на опыте и оценке текущей ситуации, человек сознательно или подсознательно решает, насколько вероятно или насколько нереально свершение чего-то значимого для него. Например, человек пойдет повышать свою квалификацию или приобретать другую специальность, если он будет ожидать перемен к лучшему в своей работе.

Восприятие сильно влияет на ожидание и на все остальные аспекты поведения. Восприятие - это интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Оно определяет, что такое "реальность" для конкретного индивидуума.

Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, что они воспринимают как действительно происходящее. Не существует двух людей, которые могли бы воспринять что-либо совершенно одинаково.

В процессе управления восприятие играет важную роль. Так, если руководитель хочет, чтобы принятое решение было выполнено, он должен убедиться, что оно правильно воспринято исполнителем. До тех пор, пока исполнители не воспримут задания, они не будут вести себя соответствующим образом. Это важная характеристика для создания эффективных коммуникативных процессов. Именно вследствие действия восприятия появляются помехи на пути передачи и приема информации.

Потребности. Рассматривая основные принципы управления, мы говорили, что потребности - это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо. Человек всегда будет сознательно или бессознательно стремиться удовлетворять свои потребности, если они не удовлетворены. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того, чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Как отмечает Митчелл, "руководители должны знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений, и что заставляет какого-то из ваших подчиненных отказываться от совместной работы с другими. Разные люди любят разные вещи, и если руководитель хочет эффективно мотивировать своих подчиненных, он должен чувствовать их индивидуальные потребности". Ценности - это общие убеждения, взгляды по поводу того, что хорошо, что плохо, или что не стоит внимания в жизни. Ценности - это разделяемые и воспринимаемые человеком традиции (национальные, групповые), нормы поведения, культура или нравственный облик организации, мораль, обычаи, табу. Ценность всегда предполагает субъективное ранжирование по важности, качеству или по признанию чего-то благом. Конкретный человек воспринимает ценности через свое отношение (взгляды, точка зрения) и притязания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6