Менеджмент сегодня

Характеристика трудового коллектива

- Демократизм. Развитый коллектив - это самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Такая система может функционировать только на демократической основе. Демократизм развивается на общей системе демократических прав трудящихся и на участии в управлении предприятием, когда член коллектива может принимать участие в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся проблем коллективной жизни и труда. Решения, принятые после обсуждения в коллективе, становятся решениями всех и каждого в отдельности. Вполне понятно, что собственные решения люди приводят в жизнь с большей настойчивостью и удовлетворением, чем те, которые приняты руководителем без предварительного обсуждения вопроса в коллективе;

- Дисциплина - основное условие образования и существования коллектива, она обеспечивает определенный распорядок деятельности.

Дисциплина - это не только разумная активность, обеспечивающая плановое достижение цели, но и способность торможения, задержки всех тенденций, которые мешают реализации общей цели. Это - явление нравственное. В основе дисциплины лежит сознание долга, чувство ответственности, привычка строго выполнять распорядок труда. Только при ее наличии возможна плановая, упорядоченная деятельность, высокая производительность труда. Дисциплина создает более оптимальные условия для деятельности и здоровья человека. Дисциплина в коллективе - это полная защищенность, полная уверенность личности в своем праве. Наконец, она украшает коллектив. Нарушение дисциплины отдельными членами группы наносит большой ущерб общей деятельности, производительности труда, а в еще большей степени вредит общей воли, так как расшатывает общность, пагубно влияя на поведение мало устойчивых в нравственно-психологическом отношении лиц.

Основными факторами трудового коллектива являются:

1) Применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности;

2) Создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива;

) Обеспечение коллективного руководства и положительного личного примера руководителя;

) Целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления (70).

Эффективность группы и ее развитие зависят от количества членов. Так, слишком большие группы создают трудности для управления и активного участия всех членов в обсуждении вопросов и принятии решений, многие не решаются выступать из-за боязни сказать не то, что нужно, и стать объектом насмешек и т.п.

Слишком маленькие группы также неудовлетворительны, так как не создается тонизирующего влияния коллектива на личность.

На развитие коллектива влияет руководитель, его организаторские способности и моральная подготовленность. Не меньшее значение имеет его характер, опыт работы.

Степень взаимосвязанности работников в процессе труда с другими членами коллектива может быть различной. Совместная работа, когда люди реально что-то делают вместе, должны соразмерять свои усилия, приноравливаться друг к другу, понимать друг друга с полуслова, уже своим характером, способом разделения труда предполагает соответствующие отношения членов коллектива.

Любой коллектив - это формальная и неформальная структура.

Наибольшее внимание уделяется формально-информационной структуре коллектива.

Поведение людей как членов трудовой организации определяется их положением в формальной структуре коллектива - должностями, рабочими местами, квалификацией, а поведение участников малых групп - положением в неформальной структуре коллектива.

Функции формального управления:

- установление статусов, прав и обязанностей членов группы;

- жесткое определение и распределение ролей;

- обеспечение единства всех составных частей организации;

- связь различных подразделений с ее общими целями;

- целесообразное общественное разделение труда;

- обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации.

Признаки формального управления является опора на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:

- использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие);

- жесткий контроль исполнения;

- учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7