Менеджмент сегодня

Социально-психологический климат в коллективе

Признак коллектива - социально-психологическая общность, создающая целостность группы.

Формирование коллектива библиотечных профессионалов имеет важное значение не только для его трудовой деятельности, но во многом определяет морально-психологический климат в коллективе.

Социально-психологический климат является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей интересов, ценностных ориентаций.

Социально-психологический климат коллектива можно охарактеризовать как психологическое состояние, отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности.

В соответствии с точкой зрения психологов К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, социально-психологический климат - это «важнейший компонент психологического климата группы в целом, в который кроме него входят цветовой климат, создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и аппаратуры), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и, так называемой, функциональной музыкой» (37, с. 393).

Социально-психологические аспекты занимают в работе руководителя особое место, которое объясняется тем, что возглавляемый им коллектив состоит из людей со своими чертами характера, мотивами труда, способностями, интересами, жизненными позициями и т.д. Библиотечный коллектив является сложным социально-психологическим звеном общества, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные отношения, личностные особенности людей, условия работы и оплаты труда, характер выполняемой деятельности, стиль и методы руководства, уровень эрудиции и квалификации и многие другие факторы, которые оказывают влияние на формирование социально-психологического климата в коллективе и, в конечном итоге, на результаты совместной деятельности.

На социально-психологический климат коллектива библиотеки влияют факторы макросреды и микросреды.

Важнейший фактор макросреды - общественно-экономический элемент, в условиях которого осуществляется жизнедеятельность и функционирование коллектива. Руководитель библиотеки осуществляет определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат библиотечного коллектива.

Факторы микросреды - материальное и духовное окружение личности как члена коллектива.

Важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов.

Другую, не менее важную, группу факторов микросреды составляют воздействия, представляющие собой групповые явления и процессы, происходящие в первичном трудовом коллективе. Эти факторы являются следствием социально-психологического отражения человеческой микросреды.

Например, такой фактор, как характер официальных организационных связей между членами коллектива, закрепленный в формальной структуре данного подразделения, можно показать на основе выделенных Л.И. Уманским следующих «моделей совместной деятельности»:

1) Совместно-индивидуальная деятельность: каждый член коллектива делает свою часть общего задания независимо от других;

2) Совместно-последовательная деятельность: общая задача выполняется последовательно каждым членом коллектива;

) Совместно-взаимодействующая деятельность: общая задача выполняется при непосредственном и одновременном взаимодействии каждого члена коллектива со всеми другими его членами (37, с. 395).

Наряду с системой официального взаимодействия на социально-психологический климат коллектива огромное влияние оказывает его неофициальная организационная структура. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.

На социально-психологический климат коллектива влияют количество неофициальных контактов и их распределение.

Характер руководства также воздействует на социально-психологический климат коллектива.

Также, для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества каждого из его членов, сколько эффект их сочетания.

Перейти на страницу: 1 2 3