Менеджмент сегодня

Критерии и показатели оценки эффективности

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) показатели результативности профессиональной деятельности гражданского служащего включаются в должностной регламент и могут предусматриваться в служебном контракте. Связаны эти показатели и с оплатой труда. Гражданским служащим гарантируются равные условия оплаты груда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной деятельности при замещении соответствующих должностей. По отдельным должностям гражданской службы устанавливается особый порядок оплаты труда в зависимости от достигнутых показателей эффективности и результативности. Законом определяются не только показатели, но и критерии эффективности. Гражданский служащий имеет право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности критериями оценки эффективности.

При реализации различных кадровых технологий (конкурс, аттестация, квалификационный экзамен и др.) осуществляется оценка деятельности сотрудников, которая будет объективной лишь тогда, когда она основана на заранее определенных показателях и критериях.

Поскольку суждения о качестве считаются субъективными, заведомо неточными и не всегда доказуемыми, «в государственном менеджменте появилась тенденция оценивать эффективность путем сопоставления материальных и поддающихся измерению результатов с четко обозначенными целями и показателями выполнения конкретных задач» .

Для точной, обоснованной, объективной оценки качественных показателей явно недостаточно. Так, степень выполнения госслужащим обязанностей в соответствии с должностным регламентом может быть определена следующим образом: а) выполняет обязанности; б) в основном выполняет; в) не выполняет. С применением методов квалиметрии эти показатели преобразуются в количественные. Тогда деятельность госслужащего может быть оценена в 3, 2 или 1 балл соответственно. Утверждения, что попытки «измерить» эффективность несовместимы с неизмеряемой природой отдельных видов деятельности, чаще всего неправомерны.

Показатели эффективности определяют количественную меру соответствия полученного результата желаемому (требуемому). Показатель эффективности - это всегда число (иногда соотношение), выражаемое в баллах, процентах, рублях, чел/час, временных параметрах, вероятностных характеристиках и др. Если показатель можно выразить одним значением, он будет скалярным (W). Однако на практике определить эффективность деятельности человека или тем более коллектива одним значением сложно. Даже эффективность функционирования достаточно простого технического устройства, например, часов, определяется не только точностью, но и временем работы без дозарядки, способностью работать в различных условиях, стоимостью, и т.д. Поэтому чаще используется векторный показатель (W i-n), объединяющий в себе несколько частных скалярных показателен.

Нельзя говорить о показателях эффективности какого-либо объекта или системы. Их эффективность проявляется в ходе определенной деятельности. Например, потенциальную эффективность калькулятора можно оценить, только производя вычисления; если же он используется для «забивания гвоздей», то такая оценка невозможна.

Основными требованиями к показателям эффективности являются: соответствие поставленным целям, специфичность (измерение результатов деятельности конкретного государственного органа, конкретного сотрудника); измеряемость (наличие определенной шкалы оценки); сравнимость (возможность сравнивать с предыдущими или схожими показателя ми); достижимость (нахождение в сфере влияния); релевантность (соответствие между желаемыми и достигнутыми результатами): экономичность оценки (определение показателей не должно требовать значительных финансовых и временных затрат); определенность во времени (возможность оценки в обозримом будущем); проверяемость (показатели должны основываться на документальных данных).

Критерий эффективности позволяет судить о достигнутом конкретном показателе. Является ли он удовлетворительным или нет и что же делать с этим показателем? Иначе говоря, критерий эффективности это не число. Это решающее правило, на основании которого делается вывод о достигнутом показателе. Если определение показателей эффективности - это получение определенных «данных», то оценка показателей с использованием критериев эффективности - это получение необходимой «информации».

Выделяют следующие группы критериев:

. Критерий пригодности. W>=Wтpeб

При использовании этого критерия достигнутый показатель сравнивается с требуемым значением (Wтреб). Если он не хуже его, то может считаться приемлемым. Например, при поступлении в образовательные учреждения до недавнего времени в качестве показателя (W) использовалась сумма баллов, набранная абитуриентом на вступительных экзаменах, а в качестве требуемого значения

Перейти на страницу: 1 2