Менеджмент сегодня

Сущность и значение управления персоналом на предприятии в сфере торговли

Материальная ответственность и взыскания:

- ответственность за задержку трудовой книжки;

добровольное возмещение ущерба предприятию;

удержание заработной платы;

депремирование;

полная материальная ответственность;

материальная ответственность коллективная

Дисциплинарная ответственность и взыскания:

- замечание;

выговор;

строгий выговор;

понижение в должности;

увольнение.

Административная ответственность:

- предупреждение;

штраф;

возмездное изъятие предметов;

административный арест;

исправительные работы.

Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческое воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.

Негативное отношение части директорского корпуса к работе в новых условиях хозяйствования, отсутствие четкой стратегии развития предприятия, современного маркетинга и высокой корпоративной культуры привели к появлению негативных методов административного воздействия на коллектив и снижению общего эффекта от применения административных методов.

Экономические методы - способ осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий. В советское время предметов регулирования экономическими методами считалось централизованное планирование, хозяйственный расчет, заработная плата, имело место узкое толкование роли и места экономических методов, что ограничивало диапазон принимаемых решений и рычагов регулирования на уровне предприятия. Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

Классификация экономических методов управления:

Плановое ведение хозяйства:

) свободное предпринимательство;

) план экономического развития;

) портфель заказов;

) критерий эффективности;

) конечные результаты.

Позитивные и негативные воздействия методов административного управления представлены в таблице 1 (С.- 31)

Таблица 1

Позитивные и негативные воздействия методов административного управления

Позитивный метод воздействия

Негативный метод воздействия

1. Рост уровня регламентации управления (организационное воздействия) 1.1. Наличие хорошо проработанного устава предприятия со свободным доступом к нему работников. 1.2. Развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор. 1.3. Разработка четких Правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и ТК РФ. 1.4. Наличие четкой организации и штатных структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства. 1.5. Разработка четких положения о подразделениях, регламентирующих административные и функциональны связи внутри предприятия. 1.6. Наличие четких должностных инструкций с определением особенностей работника и нормированием труда. 1.7. Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты. 2. Эффективные виды распорядительных воздействий: 2.1.Четкие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных. 2.2.Четкие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений. 2.3. Четкие устные указания руководства на всех уровнях управления. 2.4. Применение системы контроля исполнения документов на предприятии.

1. Неэффективное организационное воздействие на персонал: 1.1. Типовой устав предприятия, хранящийся за «семью печатями». 1.2. Принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами. 1.3. Использование типовых или устаревших правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением ТК и ГК. 1.4. Отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании «подснежников». 1.5. Отсутствие или пользование устаревшими положениями и подразделениях, не отвечающими условиями производства. 1.6. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания директора, использование устаревших инструкций. 1.7. Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации оплаты труда. 2. Неэффективные виды распорядительных воздействий: 2.1. Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без четких мероприятий. 2.2. Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора. 2.3. Нечеткие или противоречивые устные указания директора.

3.Баланс между административными методами наказания и поощрения: 3.1. Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению. 3.2. Увольнение работников по инициативе администрации только в случае грубого нарушения внутренних нормативных документов. 3.3. Исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор).4. Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты ( повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку). 5. Использование японского правила: упущение записываются, достижения поощряются.

1. Неэффективное организационное воздействие на персонал: 1.1. Типовой устав предприятия, хранящийся за «семью печатями». 1.2. Принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их на предприятии) и конфронтация с профсоюзами. 1.3. Использование типовых или устаревших правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением ТК и ГК. 1.4. Отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании «подснежников». 1.5. Отсутствие или пользование устаревшими положениями и подразделениях, не отвечающими условиями производства. 1.6. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания директора, использование устаревших инструкций. 1.7. Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации оплаты труда. 2. Неэффективные виды распорядительных воздействий: 2.1. Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без четких мероприятий. 2.2. Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора. 2.3. Нечеткие или противоречивые устные указания директора.

Перейти на страницу: 1 2 3 4