Менеджмент сегодня

Команды в современных организациях

Работники как члены команды часто сталкиваются с конфликтами и трудностями, которые бросают вызов их личным убеждениям. То, что хорошо для группы, не всегда хорошо для индивида.

Выявленные на уровне организации проблемы оплаты труда и системы вознаграждения, которые по-прежнему ориентированы только на индивидуальную деятельность, снижают стимул хорошей работы команды.

Для повышения эффективности работы команд нужно преодолеть те проблемы, с которыми многие из них сталкиваются. Примером подхода к подготовке эффективно действующих команд может служить методика компании «Дженерал электрик», она основывается на десятиступенчатой модели, охарактеризованной в табл. 2.

Таблица 2. Руководство по проведению обучения для повышения эффективности команд

Этап обучения

Краткое содержание

1. Установить доверие

Прежде всего обучающие должны показать свои знания и добиться доверия

2. Разрешить обсуждение

Перед началом обучения члены команды должны прояснить все, что им непонятно и вызывает беспокойство

3. Обеспечить ориентацию

Обучающие должны дать специальные словесные указания и возбудить отчетливые ожидания, представить модели поведения

4. Обратить внимание на процесс

На ранней стадии помочь команде осознать свои проблемы

5. Поставить перед группой цепи

Члены команды, достигая согласия, устанавливают своп цели и определяют действия для их достижения

6. Способствовать организации деятельности группы

Члены команды узнают о функциях группы и таких методиках, как создание номинальных групп и парное сравнение

7. Установить

внутригрупповые процедуры

Занятие проходит в форме заседания, которое может включать отчеты, объявления, обсуждение проблем, предложение решений, действие, заключение новых соглашений

8. Установить межгрупповые процессы

Хотя команда и самоуправляемая, в ней необходимо избрать лидера, который будет взаимодействовать с руководством, менеджерами, другими командами

9. Изменить роль обучающих

По мере того как команда становится более опытной и сильной, обучающие снижают свою активность

10. Прекратить деятельность тренеров

С этого момента команда работает самостоятельно и становится самоуправляемой

Специалисты по командам сходятся во мнении, что помимо проведения поэтапного тренинга команд, направленного на формирование эффективных самоуправляемых сообществ, необходимо осуществлять непрерывный мониторинг их деятельности и проводить соответствующие оценки.

В любой момент эффективность работы членов команды может понизиться, если они не будут непрерывно работать как единая команда, прислушиваться к мнению друг друга и общаться, управлять конфликтами, признавать особый оклад каждого члена команды в общее дело, честно обеспечивать обратную связь и демонстрировать другие признаки эффективной команды.

Эксперты указывают пять областей, в которых деятельность команды должна подвергаться пристальному наблюдению и оценке:

1) миссия команды;

2) достижение целей;

3) наделение полномочиями;

4) открытые, честные коммуникации;

5) положительные роли и нормы.

При условии контроля за этими ключевыми функциями самоуправляемые команды могут быть эффективными и вносить свой вклад в достижение целей организации.

Перейти на страницу: 1 2