Менеджмент сегодня

Выставки и презентации

Собирая информацию на выставках и презентациях необходимо учитывать не только то, о чем там говорилось, но и к каким темам прошлых периодов перестали уделять активное внимание.

Данные мероприятия позволяют, не вызывая настороженности, обновить контакты с клиентами, конкурентами и контрагентами. Кроме того, они позволяют увидеть различную продукцию, представленную на рынке, узнать новое о действиях конкурентов, его технологиях, новых разработках, отказе от разработок, о продвижении продукта, представлениях о морали, связях и т.д. Иногда случайно могут быть «выболтаны» и секреты фирмы.

Работа начинается до открытия выставки и продолжается после ее закрытия. Она состоит из следующих этапов:

1. Выбор наиболее перспективной с точки зрения получения информации выставки.

2. Формирование команды для сбора информации и назначение координатора деятельности ее членов. Инструктаж сотрудников об интересах компании и построении разговора с сотрудниками конкурента для получения нужной информации. При этом происходит «обмен информацией», подготовленной заранее с элементы дезинформации. Обмен информации позволяет вести содержательный разговор.

3. Определение участников компаний-конкурентов в выставке и их представителей. Подобная информация может быть получена от организаторов выставки или через общих клиентов. Целесообразно самому организовывать выставки для установления интересующей тематики и приглашения на выставку своих конкурентов.

4. Формулировка системного подхода к сбору информации и обсуждение первичных и вторичных задач. После утверждения целей, определяются источники для решения задачи.

5. Общий осмотр выставочных залов и мест размещения участников выставки. Заранее определяется место встречи команды в течение дня, таким образом, чтобы не привлекать внимание конкурентов. Как правило, для этих целей подходят кафе, максимально удаленные от стенда конкурентов.

6. При сборе материала собирается все, что может иметь отношение к интересующим компанию вопросам. Эти вопросы назначаются до появления команды на выставке. Такая работа поручается, как правило, молодым сотрудникам, которые включаются в состав делегации компании впервые.

7. Выбор объекта для опроса на стенде конкурента. Обнаружение людей, не имеющих большого опыта участия в выставках. Их можно определить по тому, что они стесняются сами участвовать в обсуждении вопросов с посетителями стенда и явно пытаются уклониться от контактов с людьми. Если начать задавать такому специалисту «наивные» вопросы, он станет доказывать преимущества своего продукта, увлечется и снабдит собеседника очень важной информацией.

Изучение стенда конкурента: в какой части зала расположен этот стенд, какого он размера и как оформлен. Соотнеся это с финансовыми возможностями конкурента, можно понять, насколько большое внимание конкурент уделяет своему продукту и его «раскрутке». Это может дать неоценимую возможность провести сравнение своего бизнеса с бизнесом конкурента и получить иногда факты, которые заполнят информационные бреши.

Расспрос координатором команды происходит как можно чаще для составления полной картины по интересующим вопросам и закрытия «бреши» в информации. При этом проверяются гипотезы и формируются новые подходы.

8. По окончании выставки все члены команды собираются вместе и анализируют полученную информацию.

9. Изучение публикаций о прошедшей выставке. Для этого проводится исследование как электронных, так и бумажных средств массовой информации. Это может дать представление о новых направлениях исследования (часто они основываются на обсуждении корреспондентами каких-то вопросов с экспертами).

10. Всю полученную и проанализированную информацию внести в базу данных.