Менеджмент сегодня

Духовно-нравственное постижение хозяйства

Рынок в своем подлинном существе может и должен выступать лишь в качестве инструмента (и не более того) экономического регулирования, обмена трудовыми эквивалентами, результатами собственной деятельности. И как инструмент и поведение по определенным и общепринятым правилам рынок испокон веку выполняет свою служебно-функциональную роль. И только от совести человека (вернее ее отсутствия) в нечистых и нечестных руках он выступает средством насилия (обмана, обсчета, прямого или косвенного воровства). При понимании рынка как нейтрального экономического механизма и инструментального средства регулирования хозяйственных процессов невольно напрашивается такое сравнение. Как микроскопном не забивают гвозди, так и рынок не следует использовать как инструмент в прямо противоположном ему назначении.

Хозяйственно-экономическая деятельность общества и человека ни в коем случае не имеет самостоятельного, самодовлеющего значения. Экономика - вне философского, религиозного постижения и духовного измерения - представляет не только неполной, незавершенной, но и не полной. Экономика, производство должны направляться, регулироваться, высшими, сверх экономическими мотивами, ценностями, целями и идеалами. Но именно через хозяйство, производство, труд, через конкретный, специальный вид профессиональный деятельности человека должны проходить силовые линии его духовного напряжения.

При таком понимании хозяйство представляет как явление духовной жизни, как и другие сферы приложения человеческой деятельности, все формы социальности и хозяйства. Дух хозяйства - это не фантом и основополагающие акты хозяйственной жизни: производство и труд, богатство и достаток, собственность и распределение, организацию и управление, цели и средства хозяйствования.

Так к примеру, рассматривая собственность, ее нельзя сводить только к области хозяйственных отношений. Собственность более принадлежит к сфере права, нравственности, психологии и социальных отношений. С не меньшим основанием такое суждение должно быть отнесено и к финансам. Финансы-это не просто деньги, ценные бумаги, как правило, виртуальные, и даже не золото и драгоценности, а, прежде всего, - отношения по распределению и потреблению богатства.

Односторонняя модель экономического человека, насильственно утверждаемая в хозяйственном бытии России, является тупиком человеческой сущности.

Со всей определенностью подчеркнем, что без веры в Бога и бессмертия души, вне религиозного и этического начала рыночная система не только неполноценна, но и в принципе несостоятельна. Это тупик человеческой сущности в ее хозяйственном проявлении. Такой диагноз был поставлен еще в предреволюционном 1916 году выдающимся русским мыслителями православным экономистом С.Н. Булгаковым в своей "Истории экономической мысли". Эпоху Возрождения с ее антропоцентрической направленностью Булгаков С. Н считал "духовной колыбелью Homo economicus". Гуманизм, беспредельный эгоизм, гедонизм, сенсуализм, и экономический материализм взрастили современного экономического человека. И нынешние хозяйствующие субъекты - предприниматели воплощают в себе тот же угарный дух корысти, наживы, выгоды и богатства. Духом гуманистического натурализма помазана вся новоевропейская цивилизация. В огне войн, ужасов терроризмаи крови социальных катаклизмов твориться всемирно-исторический суд над современной цивилизацией, ее антихристианском стремлением освободить человека от всяких уз идеала. Если человек выбирает и обосновывает эгоистическую цель обеспечения своего личного благополучия любой ценой и за чужой счет, неограниченного потребления невозобновляемых природных ресурсов и биологических структур, ущемляя жизненные интересы других людей, - такая цель лишена не только нравственных, но и рациональных экономических оснований. Она опасна и губительна в социальном плане. Произошло чудовищное искажение мотивов экономической деятельности и ценностей самого труда. Они все более переключаются не на создание полезных блага на извлечение прибыли, любой ценой и за чужой счет. Рентные, статусные, спекулятивные, теневые доходы уродуют экономику, развертывают ее в сторону то реального и производительного сектора.

Недопустимо высокой степени достигла имущественная дифференциация, рассогласование экономических и социальных интересов общества, хозяйствующих субъектов.

Рыночная трактовка современной экономической науки сводит ее предмет к изучению закономерностей размещения редких благ, в основном материального характера, выраженных во всеобщем денежном эквиваленте. Речь идет о выборе направлений их выгодного использования для удовлетворения конкурирующих целей. Рыночный характер использования любого ресурса как редкого блага в поле чисто экономического анализа предполагает непременный просчет (учет) его альтернативного вложения (применения).

Перейти на страницу: 1 2 3