Менеджмент сегодня

Финансовый метод управления

Финансовый метод управления — это метод управления финансовыми отношениями в организации, а также между организацией и внешней средой. Этот метод в образовательной организации реализуется через принципы плановости, системности, целевой направленности, диверсифицированности, достаточности.

Финансовый метод, кроме названных, также ориентирован на принципы:

самоокупаемости;

контроля за исполнением принятых решений;

учета тенденций развития и возможных изменений во внешней среде хозяйствования;

учета стратегических целей и перспектив;

признания непредсказуемости последствий влияния внешних факторов;

достижения целей — задается стратегией развития.

Финансовый метод позволяет достичь: стабилизации финансового состояния, адаптации крыночным преобразованиям, стимулирования инновационной активности организации.

Задачами метода финансового управления в образовательной организации являются обеспечение ее деятельности капиталом, размещение и эффективное использование капитала для самофинансирования расширенного воспроизводства.

Финансовый метод управления в образовательной организации использует два источника денежных средств — бюджетное и внебюджетное финансирование.

Бюджетное финансирование включает все денежные средства, поступающие из федерального, регионального (субъекта РФ) и муниципального бюджетов.-

Внебюджетное финансирование образовательной организации включает:

средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов по договорам с предприятиями и организациями, а также средства населения;

средства от реализации продукции, произведенной в учреждениях профессионального образования, а также от реализации платных образовательных услуг;

средства от сдачи в аренду зданий, сооружений, оборудования;

кредиты банков;

добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных и негосударственных предприятий и организаций, а также отдельных граждан;

поступления от коммерческой, в том числе внешнеэкономической, деятельности образовательных учреждений;

другие источники финансирования, не запрещенные законом.

Кризис, охвативший экономику России, существенным образом сказывался на деятельности учебных заведений. Действительно, вузы, колледжи, техникумы постоянно живут в условиях чрезвычайного бюджета, нерегулярного финансирования. Финансовые трудности накладываются на психологические представления и стереотипы, связанные с непониманием необходимости создания принципиально новых направлений организации подготовки молодых специалистов, науки, хозяйственной деятельности.

Как известно, коммерческая деятельность в сфере высшей школы вызывает противоречивую реакцию как в самих учебных и научных коллективах, так и у населения. Особенно это касается платности образования. Оппоненты находят аргументированные доводы в пользу той или другой точек зрения. Однако сегодня трудно найти человека, который бы не признал необходимость поиска места высшего учебного заведения в системе рыночных отношений.

Вузы не могут больше рассчитывать только на бюджетные ассигнования, они вынуждены кроме решения образовательных проблем еще и зарабатывать деньги на свое существование путем продажи научной продукции, оказания услуг населению, предприятиям и организациям.

Конечно, коммерческая деятельность вуза — это дело очень сложное. Ее можно развивать в различных направлениях: сдача в аренду земли и помещений, получение средств от дополнительного приема студентов с полным возмещением затрат на их обучение и т.п. Каждое из этих направлений может быть предметом серьезного экономического анализа и подтверждаться опытом работы конкретных вузов. Поэтому именно в этом аспекте совет исполнительных директоров ЦОУ прорабатывает и анализирует каждое свое управленческое, финансовое или кадровое решение.

Перейти на страницу: 1 2 3