Менеджмент сегодня

Стили работы ведущих сотрудников администрации с. Засопка

Стиль работы - это стабильная и продуктивная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, выражающая его взгляды, индивидуальность и личные качества. Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический (либеральный) стили.[30] Характеристика стилей управления представлена в сводной таблице 7.

Перечисленные стили управления не имеют между собой четкой границы и на деле плавно переходят друг в друга.

Современная теория управления рассматривает три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: с позиции личных качеств, поведенческий и ситуативный. Согласно личностной теории руководители обладают определенным набором психологических качеств (уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, организационные способности и т.п.), однако порой лидером ставится человек и не обладающий перечисленными свойствами.

Таблица 7 Характеристика стилей управления

Характеристика

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решения

Единоличный

На основе консультации сверху или мнение групп

На основе указаний

Распределение ответственности

Полностью на руководителе

В соответствии с полномочиями

Полностью на исполнителе

Способ доведения решения до исполнителя

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание

Отношение к инициативе подчиненных

Допускается

Поощряется и используется

Полностью передается подчиненным

Принцип подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых, знающих сотрудников, помощь им в карьере

Ориентация на творческих работников, высококлассных специалистов

Отношение к знаниям

Считает, что все знает

Постоянно учится и требует этого от других

Безразличие

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, активно идет на контакты

Инициативы не проявляют

Отношение к подчиненным

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательное

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жестокое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Согласно поведенческому подходу и лидерству его эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько манерой его обращения с подчиненными. [29] На самом деле эффективность стиля управления зависит от конкретной ситуации, возникает ситуативный подход: когда ситуация меняется, меняется и оптимальный стиль.

Широкую известность получила так называемая управленческая решетка Блейка и Мутона. Она характеризует направленность руководителя на интересы дела или на заботу об отношениях с людьми.

Перейти на страницу: 1 2