Менеджмент сегодня

Оптимальная модель управления системой образования в регионе ВАО г. Москвы

.3) вспомогательные рабочие процессы вуза.

Каждая из этих групп конкретизирована с учетом специфики работы вуза, причем предполагается, что оценка уровня совершенства каждого из выделенных процессов будет производиться отдельно.

.1) Процессы системы менеджмента качества вуза:

.1.1) Внедрение процессного подхода.

.1.2) Управление документацией.

.1.3) Построение организационной структуры системы менеджмента качества.

.1.4) Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга.

.1.5) Планирование рабочих процессов вуза.

.1.6) Внутренние аудиты (проверки) и самооценка вуза и его структурных подразделений.

.1.7) Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия.

.2) Основные рабочие процессы вуза.

.2.1) Маркетинговые исследования (Определение видения на образование, требований к квалификационной характеристике, образовательному профилю и учебному плану образовательной программы).

.2.2) Разработка учебного плана по специальности.

.2.3) Разработка учебно-методического обеспечения дисциплин учебного плана (Учебно-методического комплекса).

.2.4) Прием студентов в вуз.

.2.5) Процесс обучения.

.2.6) Контроль и оценка качества образовательного процесса.

.2.7) Контроль полученных знаний и навыков (зачеты, экзамены, итоговая аттестация и др.).

.2.8) Консультации и помощь при выборе карьеры обучения и трудоустройстве.

.2.9) Научно-исследовательская деятельность.

.3) Вспомогательные рабочие процессы вуза.

.3.1) Учебно-методическая работа и обеспечение учебного процесса учебно-методической литературой.

.3.2) Обеспечение удобной образовательной среды1 и библиотечного обслуживания.

.3.3) Закупки и взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов и учебно-методической литературы.

.3.4) Взаимодействие со школами, лицеями и будущими абитуриентами.

.3.5) Воспитательная и внеучебная работа со студентами.

.3.6) Социальная поддержка студентов.

Оценка уровня совершенства по всем критериям, подкритериям и составляющим группы "Возможности" может осуществляться примерно одинаково. В основу оценки уровня совершенства различных подкритериев (видов деятельности, работ) этой группы могут быть положены следующие шесть "измерений", соответствующих базовым принципам TQM:

Степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения требованиям ГОС ВПО и до полного учета интересов всех заинтересованных сторон).

Степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии).

Степень распространенности в вузе применяемого подхода по уровням управления, различным подразделениям и процессам.

Степень вовлеченности персонала вуза в соответствующие процессы.

Степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам).

Степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем.

Для оценки всех подкритериев и составляющих группы "Возможности" с учетом перечисленных выше "измерений" были разработаны специальные квалиметрические шкалы, которые вербально описывают пять упорядоченных "уровней совершенства" или стадий развития подкритериев и составляющих. Это позволяет перейти от качественной оценки соответствующих подкритериев (видов деятельности, работ) к их количественной оценке, соответствующей номеру выбранного "уровня совершенства" от 1 до 5.

В таблице Приложения 6 в качестве примера приведен фрагмент таблицы шкал для оценки "уровней совершенства" подкритериев и составляющих модели применительно к подкритерию 1.1 "Личное участие руководства вуза в формулировке и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества". Этот фрагмент показывает общий принцип формирования подобных шкал.

Критерии группы "Результаты"

Вуз может оценить результаты своей деятельности по критериям удовлетворенности своих потребителей, удовлетворенности персонала вуза, обратной связи с обществом в целом и результатам своей деятельности (финансовым и нефинансовым).

При формировании критериев этой группы были использованы следующие принципы:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6