Менеджмент сегодня

Оптимальная модель управления системой образования в регионе ВАО г. Москвы

· подкритерии группы "Результаты" должны отражать три основных аспекта: совершенство механизмов сбора и анализа информации относительно удовлетворенности потребителей, персонала и общества, степень удовлетворенности потребителей, персонала и общества различными аспектами работы вуза (на основании их реального анкетирования) и косвенные свидетельства удовлетворенности заинтересованных сторон;

· степень удовлетворенности потребителей, персонала и общества должна оцениваться относительно всех аспектов работы вуза, которые определяются критериями, подкритериями и составляющими группы критериев "Результаты" и относятся к рассматриваемой группе потребителей. Это позволяет реализовать для каждого критерия упомянутый выше цикл Э. Деминга (PDCA) [4], т.е. процесс постоянного совершенствования деятельности вуза по всем направлениям;

· конкретные показатели и индикаторы, относительно которых оценивается степень удовлетворенности заинтересованных сторон, могут быть детализированы с учетом специфики работы вуза.

Исходя из этих принципов, были определены следующие критерии группы "Результаты":

Критерий 6. "Удовлетворенность потребителей"

Выделены следующие подкритерии:

.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности потребителей.

.1.1) Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников.

.1.2) Механизмы сбора информации об удовлетворенности предприятий-работодателей.

.1.3) Механизмы сбора информации об удовлетворенности государства в лице Минобразования РФ, государственных органов по лицензированию, аттестации и аккредитации и др. Разработана общая квалиметрическая шкала для оценки совершенства механизмов сбора и анализа информации об удовлетворенности потребителей.

.2 Степень удовлетворенности потребителей различными аспектами работы вуза.

.2.2) Степень удовлетворенности предприятий-работодателей.

.2.3) Степень удовлетворенности государства в лице Минобразования РФ, государственных органов по лицензированию, аттестации и аккредитации и др.

Для каждой группы потребителей определен комплекс показателей работы вуза, связанных с критериями группы "Возможности", относительно которых на основании результатов анкетирования оценивается удовлетворенность данной группы потребителей.

.3 Косвенные показатели степени удовлетворенности потребителей.

Критерий 7. "Удовлетворенность персонала"

.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала вуза.

.2 Степень удовлетворенности персонала вуза различными аспектами работы в вузе.

.3 Косвенные показатели степени удовлетворенности персонала вуза.

Критерий 8. "Влияние вуза на общество"

.1 Механизмы сбора информации о влиянии вуза на общество.

.2 Уровень восприятия вуза обществом.

Критерий 9. "Влияние вуза на общество"

.1 Механизмы сбора информации о результатах работы вуза.

.2 Финансовые результаты работы вуза.

.3 Другие нефинансовые результаты работы вуза.

Сделаем ряд важных замечаний, касающихся общей методологии оценки наличия и эффективности внутривузовской системы менеджмента качества на базе предложенной модели и ее возможного применения при самооценке и аттестационной экспертизе вузов:

. Факт наличия системы менеджмента качества в вузе может быть зафиксирован нахождением интегральной оценки по всем критериям вне некоторой "нулевой" зоны. При этом допустимые значения оценок критериев должны быть установлены экспертным путем на основе тщательного среднестатистического анализа состояния систем менеджмента качества в различных вузах страны. Для наглядного представления такой зоны может применяться методология "паутинной диаграммы", как это делается при аккредитации вузов.

. Аналогично может быть определена зона "эффективности" системы менеджмента качества вуза.

. Необходима разработка регламентированной процедуры организации самооценки (оценки) системы менеджмента качества вуза на базе принятой модели.

. Необходимо всестороннее и широкое обсуждение разработанной модели и критериев эффективности внутривузовской системы менеджмента качества до их внедрения в процедуры самообследования, аттестации и государственной аккредитации.

. Разрабатываемая модель и процедура оценки наличия и эффективности системы менеджмента качества должны иметь рекомендательный характер, как для вузов, так и для экспертов, принимающих участие в процедуре аттестации вуза, и обладать определенной толерантностью к другим возможным моделям систем менеджмента качества, например, к моделям, соответствующим стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В соответствии с традициями и общими принципами менеджмента качества разработка и внедрение системы менеджмента в организации должны быть добровольными, нельзя навязывать вузам единую модель системы менеджмента качества, хотя ее можно и нужно рекомендовать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6