Менеджмент сегодня

Методы формирования психологических компонентов личности руководителя

Таблица 3. Методика динамического чтения

Правила

Недостатки

Используй только зрительный канал восприятия информации Старайся видеть слово не как букворяд, а как отдельный знак по его общим очертаниям (психологически это подобно узнаванию лица человека с одного взгляда, без перебора отдельных черт) Переходи к одновременному восприятию нескольких слов Двигайся взглядом не слева направо, а сверху вниз посередине страницы (по условной линии, делящей страницу пополам); для захвата взглядом как можно большего количества текста по сторонам условной линии используй "периферическое зрение" Не допускай никаких возвратов в ходе чтения

Быстрое чтение является малокритическим процессом Оно почти не вызывает ассоциаций Если ему обучать, не заботясь о необходимости развития творческого начала, воспитывается человек с характерными признаками догматического мышления Ускоренное накопление информации, увеличивая зависимость творческих возможностей интеллекта специалиста от эрудиции, приводит к парадоксу "эрудит-дилетант" Для использования накопленных в ходе ускоренного чтения знаний требуется новое (внутреннее) прочитывание

Таблица 4. Методика дискретного чтения назначение - нейтрализация вредных последствий ускоренного чтения

Распознавание

Минимизация

Генерация

1. Определение места материала в системе ранее накопленных знаний

1. Сокращение материала источника без искажения смысла методом редакторской правки

1. Выдвижение новых идей на основе "вычитанных" путем их комбинирования

2. Установление связей материала с материалом других текстов

2. То же способом перекодирования (переложение своими словами)

2. То же путем экстраполяции (интерполяции)

3. Определение внутренних связей в тексте

3. Сравнение выводов, которые получают люди, читающие исходный и обработанный материал

3. То же нахождением системообразующих отношений

4. Выявление главного

4. Составление руководств для деятельности на основе полного и сокращенного текстов и их сравнение

4. Перепланировка текста

5. Установление соподчинения различных элементов текста

5. Прогнозирование следствий

6. Нахождение мест (понятий, определений, высказываний), имеющих отношение к предмету

6. Объяснение материала из иных (не содержащихся в тексте) принципов

7. Использование языка маргиналий

7. Выработка противоположной позиции

8. Применение пестрого конспектирования

8. Научная компроментация содержащихся в тексте идей или (и) аргументов

Таблица 5. Напоминатель правил "мозговой атаки" по Осборну

Генерация

Объективация

Селекция

1. Четкая постановка задачи, требующая кратких ответов

1. Фиксация всех высказываний (стенография, магнитофон.)

1. Выявление реальности или нереальности предложения

2. Запрещение критики в любой форме

2. Группирование идей по смыслу и назначению

2. Определение значимости идей по критерию непосредственной реализуемости

3. Поощрение: а) любых коротких высказываний без аргументации; б) развития предложенных идей; в) фантастических ассоциаций и примеров

3. "Освобождение" высказываний от личностных признаков путем стандартной записи идей

3. Выявление идей, нуждающихся в конструктивной разработке

4. Время генерации за один сеанс - не более 2 часов

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14