Менеджмент сегодня

Основные тенденции развития автомобильной промышленности России

Как известно, отечественная автомобильная промышленность совсем недавно характеризовалась отсталыми технологиями, низким качеством, гигантскими непроизводственными затратами на социальную сферу, большими долгами (бюджету, банкам, собственным рабочим, поставщикам). В общем, об инвестиционной привлекательности автопрома говорить не приходилось. Так, несколько крупных иностранных компаний объявили было о масштабных проектах с ГАЗом, ВАЗом, «Ижмашем», «Москвичом», но после кризиса эти планы были заморожены. Однако в 1999 году на автомобильном рынке появились новые инвесторы, чей интерес к автопрому оказался довольно неожидан. Это российские нефтяные, газовые и металлургические компании. С недавних пор они начали оказывать большое внимание предприятиям по производству автомобилей и комплектующих. Подобный интерес должен естественным образом вылиться в рост курса акций автозаводов.

В программе «Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 года» дан прогноз развития автомобильного парка и рынка в России, представленный Минэкономики РФ.

По расчетам экспертов, в 2005 году в эксплуатации будет находиться не менее 520 тыс. автобусов различных классов, в том числе 130-140 тыс. общего пользования. Объемы продаж составят до 65 тыс. шт. в год (импортных - до 16%). Экспортные же поставки не превысят 3 тыс. шт.

Продажи грузовых автомобилей достигнут примерно 240 тыс. шт. (импортных - до 24 тыс.), причем сбыт автомобилей грузоподъемностью до 2 тонн оценивается в 148 тыс. шт. Всего к этому периоду в России будет эксплуатироваться около 4,5 млн. грузовиков. Экспортные поставки грузовых автомобилей ожидаются в объеме около 20 тыс. шт.

Возможный объем продаж на внутреннем рынке России легковых автомобилей в 2005 году составит около 2 млн. шт. Всего же в эксплуатации будет 26 млн. Поставки по импорту (новых и подержанных машин) в 2005 году предполагаются в пределах 600-700 тыс. шт. Поставки российских легковых автомобилей на экспорт в 2005 году ожидаются в объеме до 200 тыс. шт.

С учетом развития производства легковых автомобилей в 2005 году прогнозируется следующая структура рынка:

· класс A (типа «Оки») - 4,9% и B (типа «Таврии») - 13,6%. Эта ниша будет обеспечена собственным российским производством;

· класс C (типа ВАЗ) - 33,3%. С учетом совместных производств («Дэу», КИА, «Рено», ФИАТ и др.) наш рынок сможет быть обеспечен собственным производством на 80%, остальные 20% придутся на импорт;

· класс D (типа «Москвич») - 23,4%. Будет обеспечиваться отечественными автомобилями и иномарками российской сборки, такими как «Опель-Вектра» и «Рено-Меган». Импорт - до 60%;

· класс E (типа «Волги») - 10,2%, причем 55-60% этого класса будет производиться внутри страны, в основном на ГАЗе. Остальное - иномарки типа «Мерседес», БМВ, «Вольво»;

· класс внедорожников (типа УАЗов, «Нив») - 13,2%. Рынок будет обеспечен отечественными автомобилями на 50%;

· класс автомобилей повышенной вместимости в основном будет представлен иномарками.

В последние годы происходит слияние крупнейших фирм, возникновение компаний-супергигантов; глобализация захватывает все мировое автомобилестроение. Тенденция эта вполне объяснима с экономической точки зрения: вертикально интегрированные компании, соединяющие различный бизнес, в нынешних условиях, пожалуй, наиболее жизнеспособны. Они ведут сводную финансовую отчетность, консолидировано платят налоги. Благодаря единой инвестиционной политике они способны наиболее эффективно распределять средства между партнерами.

АвтоВАЗ, поставивший задачу обновления модельного ряда и, соответственно, перевооружения, стремится передать сегодняшние модели («классику», «восьмое» семейство, старую «Ниву») и оборудование для их выпуска на другие площадки. «РосЛада», ЛуАЗ, «Ижмашавто», возможно, ТагАЗ - какие-то из этих сборочных производств уже начали действовать в содружестве с Волжским автозаводом, какие-то пока ведут переговоры. Под существенно увеличивающиеся мощности АвтоВАЗу потребуется и новое производство двигателей - в составе холдинга необходим моторный завод, который, вероятнее всего, придется строить с нуля. Чтобы осуществить проект столь масштабной кооперации, потребуется более двух миллиардов долларов. Сам автозавод располагает сегодня более чем в два раза меньшей суммой.

Перейти на страницу: 1 2