Менеджмент сегодня

Производительность и эффективность труда: сущность, методы измерения, факторы и резервы роста

эффективность, так как значительная часть затрат способствует повышению

качества обслуживания населения. Наиболее приемлемым показателем служит эффективность труда.

Понятие «эффективность труда» в торговле более широкое, чем производительность, и предполагает не только соизмерение полученного экономического результата с затратами живого труда, но и оценку социального эффекта. Социальный эффект выражается в наиболее полном удовлетворении спроса населения на товары, в повышении культуры торговли и качества обслуживания покупателей, в сокращении издержек потребления (экономии времени покупателей на приобретение товаров и др.).

Эффективность труда рекомендуется измерять условным объемом оборота розничной торговли в расчете на одного работника:

(10)

где Этр – эффективность труда, условные тыс. руб. /чел.; Кко – коэффициент качества обслуживания покупателей.

Определение коэффициента качества обслуживания осуществляется на основе частных коэффициентов качества обслуживания по формуле:

(11)

где – частные коэффициенты качества обслуживания; – значимость факторов.

На общую эффективность труда, уровень и динамику производительности труда оказывают влияние многочисленные факторы. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы – это те факторы, которые не поддаются контролю и регулированию со стороны коммерческого предприятия, но, тем не менее, оказывают существенное косвенное влияние на результаты его деятельности:

1 уровень развития производства товаров;

2 степень насыщенности рынка товарной массой;

3 динамика денежных доходов населения;

4 динамика розничных цен на товары;

5 колебания конъюнктуры рынка;

6 конкуренция на рынке и др.

Внутренние факторы – это те факторы, на которые коммерческое предприятие может оказывать активное воздействие, то есть изменять их влияние на производительность труда. К внутренним факторам относят:

1 состояние материально-технической базы (МТБ);

2 уровень технической оснащенности коммерческого предприятия;

3 организация и уровень автоматизации и механизации труда;

4 организация торгово-технологического процесса;

5 используемые формы продажи [11];

6 квалификация работников коммерческого предприятия;

7 условия труда;

8 текучесть кадров;

9 система материального стимулирования и т.д.

На уровне предприятия торговли рекомендуются следующие факторы:

1 обеспеченность ассортиментом товаров;

2 затраты времени на покупку товаров;

3 прогрессивные формы торговли;

4 дополнительные услуги покупателям и др.

Эффективность использования труда персонала на торговом предприятии характеризуется и другими показателями (уровень затрат труда на единицу оборота розничной торговли, прибыль на одного работника, уровень расходов на оплату труда, оптимальное использование рабочего времени и т.д.). Основной перечень и характеристика показателей эффективности использования персонала предприятия торговли приведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6